Краткая история моды XIV-XVIII веков

Для начала стоит разобраться когда появилась мода. Историки говорят, что мода берет своё начало в XIV веке во Франции. До этого времени люди не особо уделяли внимание своей одежде и не придавали ей значения, в основном одевались как могли, в самую простую одежду.

XIV

В XIV веке одежду начинают шить и подгонять по фигуре. Платье, ранее призванное скрывать и затушёвывать линии тела, стало куда более открытым. Мужской костюм обзавёлся отрезным лифом и спинным швом, позволявшим подчеркнуть каждую линию тела, а также длинным рядом пуговиц, был он тесным и узким, а со временем ещё и очень коротким. Дамы носят весьма экстравагантные головные уборы, представляют они собой конструкции из ткани, к которым шпильками прикрепляются конусы.

Фрагмент картины Петруса Кристуса «Святой Элигий в мастерской»

XV

В XV веке законодателем моды становится Венеция, начинается эпоха Ренессанса. Приходит мода на латынь и просвещение. Женским нарядам присущи длинный шлейф, вырез-декольте, который со временем становится всё глубже, и креве — рукава с вырезами. В конце столетия девушки впервые начинают делать на голове шиньоны, но в то же время выбривать волосы на линии лба. Эту прическу они обматывают шарфом в виде конуса. Появляется мода на юбку-каркас.

«Портрет дамы» Рогира ван дер Вейдена

XVI

В XVI веке церковь запрещает людям мыться и, как не трудно догадаться, особое значение в жизни людей приобретает парфюм. С 1540-го года испанская чопорность покорила Европу. Декольте исчезает, на смену ему приходят высокие воротники. Мужчины носят штаны с гульфиком и обувь с квадратным носком. Женщины ходят в пышных юбках с подкладками и туфлях на подпорках в 30 сантиметров, а также носят вертюгадины.

Мужчина с гульфиком и женщина с высоким воротником

XVII

XVII век был веком барокко. В образах дам появляется больше естественности, они перестают подкладывать себе под одежду всякого рода конструкции, ну, кроме корсетов. Носят сразу по 2 платья: одно платье было светлых тонов, оно было в качестве нижнего белья, а поверх него потемнее, оно всегда было распахнуто так, чтобы виднелось нижнее белье. Появляется мода на челку и муфты. Анжелика де Фонтанж вводит моду на подвязывание волос лентой. Уши при этом должны быть обязательно закрыты т.к. это дает повод для «плутовских речей». И мужчины, и женщины начинают клеить себе на лицо кусочки бархата – мушки, расположение которых носило особый смысл.

Картина Адриана Ханнемана

Значение мушек на лице

XVIII

На смену барокко приходит рококо. Рождается Джордж Браммел — самый яркий представитель дендизма и законодатель мод своего времени. Мария-Антуанетта вводит моду на платья рубашечного покроя, женский казакин и большие широкие шляпы. Прически были укреплены на проволочном каркасе и в высоту могли достигать до полутора метров. Также дамы носили юбки панье. Кружева – абсолютный mast-have тех времен, они присутствуют просто везде. В конце века в волосах у женщин начинают появляться всякого рода куклы, птицы, фрукты и даже уменьшенные модели кораблей. По голове женщины можно определить её интересы. Но главным законодателем мод была модистка Марии-Антуанетты Роза Бертэн. Её можно считать первым кутюрье, так как именно она предлагала королеве новые модели платьев, шляп и отделок, дважды в неделю посещая Версаль. В то же время в Лондоне изобретают фрак и редингот. Именно в Англии вновь вернулись к античному наследию в качестве основы для формирования нового модного стиля — неоклассицизма, который в последней трети 18 века станет самым популярным стилем в архитектуре, скульптуре, живописи, прикладном искусстве и женском костюме

Джордж Браммел

Прическа укрепленная каркасом