Изобретатель моды. Чарльз Фредерик Ворт

Чарльз Фредерик Ворт (Уорт) родился в семье стряпчего (поверенного в судебных делах). Ещё ребёнком он очень увлёкся рисованием и эту привычку сохранил на всю жизнь. Кроме прочего, маленький Чарльз любил делать наброски платьев своей мамы и, по легенде, даже иногда распарывал их, чтобы понять, как они сшиты. Эта страсть к платьям и костюмам предопределила его дальнейшую судьбу.

Чарльз Ворт в 14 лет. Источник фото: Википедия

После банкротства отца, Чарльз Фредерик переезжает в Лондон, где работает в нескольких небольших ателье, а затем отправляется в Париж.

В Париже Ворт устраивается на работу в магазин «Gagelin et Opigez», где познакомился со своей будущей женой — Марией Августиной Верне, работавшей демонстратором нарядов. Именно его жена станет первой в мире манекенщицей — вдвоём они придумали демонстрировать не только дамские туалеты, но и различные наряды, которые всё изобретал Ворт, создавший и возглавивший в магазине отдельный швейный цех.

Одним из первых таких изобретений стал новый вариант дамского шлейфа, который теперь ниспадает с плеч, удлиняется и создаёт эффект накидки. Но самое важное, что это меняет силуэт дамского платья, сразу делая его парадным.

Знаменитый шлейф Ворта. Источник фото: Википедия

Платья производства Чарльза Фредерика Ворта пользуются большим спросом среди дам высшего света, особенно их любит главная модница Парижа 1850-х годов Паулина фон Меттерних, жена австрийского посла, которая держит салон в Париже, и, что важно, очень дружит с императрицей Евгенией Бонапарт, женой Наполеона III.

Паулина фон Меттерних в наряде Ч.Ф.Ворта на картине мастера придворного портрета Франца Ксавера Винтерхальтера. Источник фото: Википедия.

Императрица Евгения была активно включена в общественную жизнь Франции, и, что самое важное, обеспокоена падением популярности своего мужа. Евгения начинает активно появляться в высшем свете и заниматься общественной деятельностью: активно появляется на светских раутах, причём в нарядах, придуманных только французскими модистками и преимущественно созданными из французских тканей.

Есть несколько версий о том, благодаря кому появились платья с кринолином, ставшим новым изобретением талантливого англичанина Ворта, который увеличил размер металлического каркаса, популярного в английской моде. Часть исследователей считает, что Евгения уговорила подругу Паулину Меттерних надеть платье с огромным кринолином, чтобы, в случае волны критики, основной удар взяла на себя жена австрийского посланника. Другие придерживаются версии, что Меттерних сама решила покрасоваться в новом наряде. В любом случае, появление Паулины на светском рауте вызвало фурор, и скоро императрица стала главным заказчиком нарядов от Чарльза Фредерика Ворта.

Императрица Евгения в наряде Ч.Ф.Ворта. Картина Ф.К.Винтерхальтера. Источник фото: Википедия

Популярность нового силуэта была так велика, что несмотря на неудобство кринолина и насмешки со стороны мужчин, платья с кринолином или, как бы сказали сейчас «под кринолин», покупала практически каждая уважающая себя парижанка. Императрица Евгения стала первой иконой стиля во Франции, а затем и в Европе, а Париж вернул себе статус времён Марии Антуанетты – столицы-законодательницы женской моды.

Императрица Евгения в кринолиновом платье Ворта в образе Марии-Антуанетты. Именно императрица введет моду на стиль рококо в 1860х годах.

Кринолин продержался почти целое десятилетие, а потом стал чуть меньше и удобнее. На смену кринолинам пришёл турнюр (тюрнюр) — новый силуэт от Чарльза Фредерика Ворта. Удлиняя силуэт, Ворт, сохраняет пышность и драпировку самого платья и снова вернул в моду шлейф от талии, придуманный им ранее.

В последующие десятилетия Ворт одевал практически весь высший свет Европы. Его наряды заказывала жена императора Александра III императрица Мария Фёдоровна, королева Виктория, императрица Елизавета (Сиси), величайшая театральная актриса Сара Бернар и многие другие.

Императрица Австрийской империи Елизавета Баварская (Сиси) в платье Ч.Ф.Ворта. 1865 год. Портрет Ф.К. Винтерхальтера. Источник фото: Википедия

Чарльз Фредерик ввёл в моду и ещё одно новшество. Теперь дамское платье продавалось с отдельными лифами, отличающимися друг от друга. Пышная юбка требовала много ткани и могла быть одной, а вот лифы можно было менять. Таким образом, просто «переодев верх», дама могла быстро изменить свой наряд и трансформировать его из закрытого прогулочного в вечерний наряд, с открытыми плечами и декольте. Так в моде прочно укоренилось понятие — вечернее платье.

Паулина фон Меттерних в платье со сменным лифом на портрете Э. Дега. 1865 год. Источник фото: Википедия

Открыв филиалы в разных европейских городах, в 1868 году Ворт создаёт Синдикат Высокой моды. Главный принцип созданного синдиката позволил установить понятные правила на модном рынке. Теперь все участники синдиката следуют нескольким правилам: ручная работа при создании платьев и костюмов, высокое качество, защита от копирования и создание сезонных коллекций. Благодаря Синдикату, в модном словаре появляется одно из самых известных словосочетаний в моде «haute couture».

Знаменитое платье императрицы Марии Федоровны из коллекции Эрмитажа. Источник фото: ttps://www.hermitagemuseum.org

Как нетрудно догадаться, все эти правила были установлены первым в мире кутюрье — Чарльзом Фредериков Вортом.

Позднее изменился и силуэт турнюра – для большего удобства Ворт вместе со своими сыновьями предложил дамам новый вариант поясного турнюра, подкладок, подчёркивающих талию и делающих бёдра более пышными. Именно такие платья стали одним из символов стиля модерн в моде.

Платье с турнюром и шлейфом. 1878-1880 гг. Philadelphia Museum of Art.

Дом высокой моды «House of Worth» стал родоначальником франчайзинга в модной индустрии. Высокий спрос на коллекции кутюрье у покупательниц в США, способствовал появлению идеи и продаже лицензий на копии костюмов Ворта. Магазины и фирмы приобретали его лицензии и продавали платья Ворта по всему миру. Теперь не только высший свет, но и любой представитель среднего класса мог позволить себе наряды от Ворта.

В коллекции «Музея Моды» хранится одно из таких платьев, созданных во второй половине 1910-х годов.

Платье фирмы Worth. 1910-1920е годы. Фото из собрания Музея Моды.

Со временем Чарльз Фредерик Ворт передал управление компанией своим сыновьям и дом высокой моды Ворта просуществовал до 1950 года, причём своим сыновьям Ворт оставил в наследство процветающий бизнес и имя первого кутюрье, величайшего изобретателя в мире моды.

Чарльз Фредерик Ворт. Фото 1895 года. Исчточник фото: Википедия

В 1999 году дом «House of Worth» был возрождён, но это уже совсем другая история…